Что такое стартап?

Старта́п или стартап-компания (Start-up)

В настоящее время, в век бурного развития предпринимательской деятельности в различных отраслевых сферах, и, соответственно, жесткой конкуренции, особое значение приобретают такие формы бизнеса, которые основаны на уникальных, перспективных  идеях, «ноу-хау». В этой связи интересна такая форма развития бизнеса, как стартап.

 
В последнее время в бизнес-сфере стартапы пользуются большой популярностью. При этом многие, если не подавляющее большинство, как методологи, так и практики в сфере организации и развития предпринимательской деятельности, имеют если не ошибочное, то не совсем корректное представление. Так, в настоящее время стартапами называют проекты по созданию любых сайтов, имеющих определенную особенность.
В данной статье поставлена цель разобраться, что же такое стартап в классическом понимании.
 
Старта́п или старта́п-компа́ния (от англ. start-up — запускать) — компания с короткой историей операционной деятельности. Как правило, такие компании созданы недавно, находятся в стадии развития или исследования перспективных рынков.   Такая компания создается для реализации определенной идеи, имеющей реальную  перспективу получения высокой прибыли, «ноу-хау», и обычно изначально состоящая из небольшой группы стартаперов (НР – Уильям Хьюллет и Дэвид Паккард; Microsoft-  Билл Гейтс и Пол Аллен; mail.ru - Алексей Кривенко; Google – Лэрри Пейдж и Сергей Брин, и т.д.).
 
Несмотря на то, что большинство стартапов действительно относились (и относятся) к сфере информационных технологий, все же стартап относится к любой сфере рынка. Так, последнее время огромное количество стартапов имеет место быть в отечественном шоу бизнесе (достаточно вспомнить таких стартаперов как Барри Алибасов и Юрий Айзеншпис).
 
На следующем рисунке приведена схема формирования стартапа.
Стартап
Таким образом, для формирования стартапа нужны следующие составляющие.
 
1. Наличие перспективной идеи (ноу-хау), способной реализоваться в  значительную прибыль. При этом идея может существовать изначально в теоретическом виде (пакеты документации, программы, макеты и т.д.), но должна быть востребована – только в этом случае она сулит хороший доход.
 
2. Квалифицированный персонал, верящий в реализацию данной идеи. Без веры в ее реализацию стартап не получится. Как показывает практика, изначально стартаперами является небольшой коллектив молодых, оптимистически настроенных специалистов, но не всегда.
 
3. Инвестиции в идею. В настоящее время в России проявляется большая заинтересованность в новых практических идеях, которыми всегда славилось наше Отечество. В основном инвестированием стартапов занимаются венчурные фонды (фонды, осуществляющие инвестиции в компании с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли), или так называемые бизнес-ангелы (частные лица, инвестирующие в идею зачастую на стадии ее формирования).
 
Таким образом, «тремя китами» стартапа являются три вышеуказанные составляющие: идея, способная принести большую прибыль; квалифицированный и убежденный в возможности реализации указанной идеи и наличие финансов, которые необходимо инвестировать в идею на этапе ее реализации, пока она еще не стала окупаться.
 
В то же время, учитывая действующее законодательство Российской Федерации, формы и методы работы государственных учреждений и менталитет чиновников, отечественные стартаперы вынуждены сталкиваться с еще одной проблемой, непосредственно не связанной с реализацией инновационной идеи, но влияющей на саму возможность ее  жизни. Эта проблема – приобретение официального, юридического статуса стартапа.
 
Стартап, как и всякая другая фирма, согласно действующему законодательству, должен быть зарегистрирован в определенной организационно-правовой форме. Одной из наиболее популярных форм является  общество с ограниченной ответственностью (ООО). Ее преимущество в том, что, с одной стороны, сферы деятельности работников Общества практически ничем не ограничены и при наличии достаточного уровня профессиональной подготовки можно получить лицензию на широкий круг работ, а с другой - даже в условиях экономически неблагоприятного климата участники (учредители) ООО рискуют только своей частью уставного капитала. А это, в соответствии с современным законодательством составляет сумму от десяти тысячи рублей.
 
ООО должно иметь следующие данные, закрепленные в Уставе:
  • полное и сокращенное наименование общества;
  • юридический адрес ООО;
  • состав и компетенция органов общества, то есть, какие решения принимаются большинством голосов участников ООО и др.;
  • размер уставного капитала общества;
  • права и обязанности участников общества;
  • порядок и последствия выхода участника общества;
  • каким образом доля участника ООО может перейти к другому лицу и так далее. 
 
Также в уставе должны содержаться данные о порядке хранения документов общества и предоставления информации участникам общества и другим лицам.
 
При этом, в ходе регистрации фирмы возникают определенные нюансы, связанные с регистрацией юридического адреса, подачи документов для учета в ИФНС, нотариальное заверение документов по регистрации. Все  это требует, помимо официальных материальных затрат, знания достаточно сложного гражданского законодательства Российской Федерации, а также колоссальных временных ресурсов и психологических затрат при общении с соответствующими должностными лицами. Для людей творческих, генераторов  гениальных идей, это, зачастую, задача очень сложная, и, что совершенно точно, отнимающая огромное количество драгоценного времени и сил, необходимых для реализации проекта.
 
Для облегчения, или даже устранения данной проблемы существуют как отдельные практикующие юристы, так и юридические фирмы, специализирующиеся на юридическом сопровождении регистрации юридических лиц. Одной из таких фирм является компания Мастерская Бизнеса (www.u-decision.ru), которая предлагает различные пакеты услуг по регистрации бизнеса, начиная от подготовки документов, заканчивая регистрацией ООО под ключ (с юридическим адресом в Москве).
 
Таким образом, при наличии перспективной, инновационной идеи, стартаперам целесообразно направить все силы на ее реализацию. В то же время для разрешения юридических аспектов регистрации фирмы-стартапа целесообразно привлекать профессионалов в этой области. Это, безусловно, будет стоить определенных материальных расходов, но, в конечном итоге, они будут намного ниже тех финансовых, временных и психологических затрат, которые предстоят в том случае, если за дело возьмутся сами стртаперы (за исключением, конечно, тех случаев, когда они сами имеют соответствующую подготовку и навыки юридического сопровождения создания фирмы).