Фирменное наименование юридического лица

Наименование юридического лица – название фирмы с содержанием правовой организационной формы. Какое название у компании будет определяет ее учредители перед регистрацией фирмы. Наименование выделяет юридическое лицо из других юридических лиц.

Из сказанного выше означает, что основное предназначение фирменного наименования – выделить (индивидуализировать) юридическое лицо среди других юридических лиц. Под фирменным наименованиям юридические лица идентифицируются как участники судебных дел, как организации, занимающиеся определенной деятельностью. 

С выбранным наименованием юридическое лицо вносится в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц). Для использования обычного наименования юридического лица не нужно дополнительной регистрации или разрешения, потому что уже при регистрации оно проходит эту процедуру с ее документами.

В отличие от наименования юридического лица, товарный знак принадлежать может только тем, кто его зарегистрировал. Коммерческое обозначение юридического лица требует наличие объекта недвижимости.

Название места происхождения встречается достаточно редко. Нужно выделить, что некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели на него не имеют права. Наименование их сохранено законодательством, но суды зачастую отказывают в исках о защите прав на него. Необходимо учесть, что фирменное компаний включает в себя три части, две из них являются обязательные – типы, а третья – на выбор. Составляющие наименования юридического лица и их использование содержится в Гражданском кодексе и других Законах. К ним относятся: Организационно-правовая форма (ООО, АО, МУП, ГУП и др.) Организационно-правовая форма всегда должна соответствовать типу организации. Есть полное наименование и есть сокращенное. Добавление содержит обязательную часть – само название фирмы, а также есть еще часть на выбор – это то, чем занимается фирма. Использовать его не обязательно, а в некоторых случаях нельзя, если оно не занимается определенными видам деятельности, например, если компания не занимается привлечением денежных средств с клиентов и не начисляет на них проценты, не выдает кредиты, не осуществляет кассовое обслуживание, то такие организации не должны использовать слово «Банк» и связанные с ним слова в своем названии, а также использование данных названий может ввести в заблуждение физических лиц и организаций.

Исключительные права на наименование организации появляется с момента создания фирмы, т.е., когда внесена запись о регистрации фирмы, или внесены изменения в ЕГРЮЛ, например, при смене наименования. Это имеет отношение только к российским юридическим лицам.

Право иностранной компании на наименование возникает по зарубежному законодательству, а нормы законодательства иностранного законодательства разнообразны. В каждом государстве свои требования к наименованию юридического лица. В некоторых странах, права на наименование организации начинает действовать с начала применения средств индивидуализации, а не тогда, когда оно зарегистрировано. 

Несмотря на вышесказанное, простого способа регистрации Общества не хватит для появления исключительных прав на название или прав на его использование. Выбранное название может быть запрещено для использования отельных категорий организаций без определенного разрешения. Выбранное название должно отличаться от остальных. В России запрещено использовать в наименовании слова «Россия», «Российская Федерация» или склоняемые от них слова без полученного на то разрешения, запрещено также применять названия государственных органов, финансовых организаций.  

В России повторяющееся наименование юридического лица не является основаниям для отказа в регистрации фирмы, по данным наименованием может быть зарегистрировано несколько сотен юридических лиц, но правообладатель, который зарегистрировал юридическое лицо первым под определенным наименованием имеет право от других, кто зарегистрировал фирму с таким же названием и ведет ту же самую деятельность потребовать возмещение убытков, если они есть или через суд потребовать сменить наименование Общества, путем Внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Наименование юридического лица может защищаться в виде товарного знака, - это само изображение наименования (его шрифт, цвет и иные отличительные особенности). Также существуют способы защиты, это: запрещение использования обозначения, имеющим сходство с фирменным, возмещение убытков – к нему редко прибегают, потому что доказать ущерб сложно. 

Отличительными особенностями товарного знака от наименования являются средства индивидуализации, использующиеся часто тем же способом: на вывеске, на упаковках, в документации правообладателю разрешено защищать права таким способом.

Смена наименования Общества осуществляется редко и для данной процедуры должны быть основания. Это смена видов деятельности, выход на новый уровень хозяйственной деятельности. Например, в строительной отрасли неуместно торговое наименование. 

Фирменное наименование должно соответствовать принципам морали и гуманности и не противоречить общественным интересам. Одинаковые наименования юридических лиц не являются основанием для отказа в регистрации, но правообладатель такого же наименования вправе потребовать компенсирования убытков, которые возникли в ходе деятельности его, если тождественное наименование послужило этому причиной.